Последний рубеж
Защитить ворота во что бы то ни стало
В любом виде спорта, где цель – забить гол, важную роль играет вратарь. Он – последний рубеж защиты, на нём огромная ответственность за исход спортивной встречи. Вратарь играет в команде, при этом он обособлен и способен видеть моменты матча, которые не замечают полевые игроки. Он не только хоккеист. Вратарь просчитывает комбинации, как в шахматной баталии, он выполняет немыслимые кульбиты, как гимнаст. И главное – когда любой другой инстинктивно увернётся от летящего снаряда, вратарь летит ему навстречу. Пока «полевые» ведут счёт забитых шайб, вратарь гордится не пропущенными.
Поиграл в поле, но вернулся в ворота
Дмитрию Максимову – 51 год, больше половины жизни он защищает ворота любительских команд. В детстве Дмитрий занимался в спортивной секции на стадионе «Химик» и хорошо помнит свой игровой дебют в качестве вратаря детской команды.
«Мы играли с ребятами из Новостройки и выиграли по буллитам. Это была моя первая победа. В 12 лет пришёл на «Луч», играл в первенстве Московской области. А дальше - служба в армии и возвращение на родной «Химик», но в качестве полевого игрока. Три года я поиграл в нападении, но в 1989 году решил, что моё место в воротах. Это посложнее, психология другая. Вратарь – одиночный игрок, сам за себя и за команду в ответе. Во время игры я подсказываю своим защитникам, где перекрыть пятак, где выбросить шайбу, где отдать пас. Согласен, что вратари немного не в себе. Не каждый добровольно наденет на себя 30-килограммовую форму и встанет в ворота. За один матч я теряю порядка двух килограммов веса. У нас инстинкт ловить, а не отворачиваться. Самые уязвимые места для вратаря – это шея, колени. Отдельная тема – буллиты. Это всегда шансы 50\50. Вратарь должен перехитрить игрока, не поддаться на его финты, провокации, ждать до конца, смотреть, что он будет делать. Бывало раньше, я показывал игроку, что клюнул на его уловку, но оставался на прежней позиции. Надо отметить, что вратари довольно спокойные люди. Бывает, взрываюсь на льду, выругаюсь нецензурно и быстро успокаиваюсь. Но если драка на льду произойдёт, я поучаствую. Был случай ещё в юношеской команде - я влетел в толпу. В юности кумиром у меня был Владимир Мышкин. Потом очень следил за Гашеком (Доминик Гашек, двукратный обладатель Кубка Стэнли – прим.ред.). А сейчас, конечно, Андрей Василевский нравится. Пока у меня есть силы, я поиграю ещё. Готовлюсь к новому сезону, планирую выступить за команды «Луч» 40+ и 50+ в любительских соревнованиях».
Из «Химика» в «Атлант»
На льду «Химика» начинали играть и те, кто нашёл себя в любительском хоккее, и те, кто ушёл в профессиональный спорт. Дмитрий Дунаев пришёл на стадион в семилетнем возрасте, через полтора года встал в ворота. Далее были победы и поражения с командами «Химик», «Дмитров», «Луч». Теперь Дмитрия ждёт новая страница его жизни в мытищинском «Атланте».
«На Новый 2006 год мне подарили коньки, и мама повела меня на каток. На льду я освоился довольно быстро. Потом были разные спортивные увлечения - дзюдо, плавание, танцы. В итоге пришёл в секцию «футбол-хоккей». Зимой я получил хоккейную экипировку и первый год был полевым игроком. Дальше команде потребовался вратарь. Одни ребята не хотели, так как понимали ответственность, а другие не подходили. Я спокойно отнёсся к предложению постоять на воротах, шайбы не боялся. Мне дали крутой вратарский шлем, яркий, раскрашенный. На нём был рисунок, будто хищник открывает свою пасть. Между тренерами – Леонидом Борисовичем Аббакумовским и Юрием Васильевичем Еженковым - разгорелся спор. Один говорил, что я должен играть в воротах, другой – наоборот, хотел видеть меня нападающим. Я решил, что попробую себя в роли голкипера. Сначала занимался три раза в неделю, а потом всё больше. Сейчас я чаще на своих ногах вижу коньки, чем любую другую обувь. Хоккей – моя жизнь, ещё в 9-м классе понял, что хочу поступить в колледж олимпийского резерва. В 2016 году из «Дмитрова» я перешёл в сергиевопосадскую сборную команду «Луч», а уже на следующий год мы полетели в Сочи в образовательный центр «Сириус» с тренером Вадимом Владимировичем Троицким. Несколько месяцев назад по предложению нашего тренера по вратарям Юрьева Дмитрия Юрьевича я перешёл в «Атлант». В будущем сезоне буду играть в юниорской команде. Не страшно, когда в меня летит шайба, страшно, когда она оказывается в моих воротах. Что касается «странности» вратарей, я бы не сказал. У меня есть свой ритуал перед выходом на лёд - я обычно первым надеваю левый конёк. А так я не суеверный. Спешить перед тренировкой не люблю, но, когда сильно опаздываю, могу надеть всю форму минут за пять».
Пошёл по стопам папы
Самые отчаянные болельщики и самые активные помощники в спорте – это родители. Они впервые приводят будущих чемпионов на лёд, они ежедневно встают ранним утром, чтобы отвезти ребёнка на тренировку, они хлопают, плачут и во всё горло кричат слова поддержки во время матчей. У Екатерины Кулич вся семья живёт хоккеем.
«Мой муж Александр играл на позиции вратаря в хотьковской «Энергии». Глядя на папу, первым в хоккей потянулся наш старший сын Данила, а потом и младший - Николай. Коля изначально хотел пойти по папиным стопам - стать вратарём. Это желание у него было ещё до того, как он встал на коньки в 4,5 года. Сначала он занимался в «Энергии», на каждой тренировке спрашивал, когда сможет надеть форму вратаря. Потом мы тренировались в Дмитрове, а несколько лет назад Коля стал вратарём команды «Центр – Луч». Быть мамой вратаря - это очень ответственно. Это ранние тренировки, особая ответственность на играх, дополнительные занятия, сборы. Перед игрой, ему конечно, важен настрой. Он ребёнок. Мы с мужем рассказываем о команде, с которой едем играть, оговариваем пробелы соперников. Но на каждую игру - как на последний бой! Всегда говорит, что готов. Коля очень смелый и отважный, когда ему больно, он терпит. А я каждый раз очень переживаю. Стараюсь сдержать эмоции и подсказать сыну. Он знает, на нём большая ответственность, понимает свои ошибки, обсуждает их с папой, старается впредь их избегать и очень расстраивается при поражениях. Тренер говорит, Коля перерастёт переживания».
Вратарей надо хвалить
Дмитрий Юрьев – тренер вратарей СШОР «Атлант» и спортивной школы «Центр». Третий год он передаёт свои звания и навыки юным голкиперам Сергиева Посада. В своё время Дмитрий поиграл в качестве вратаря за команды мастеров «Темп», «Луч», «МосЭнерго». После завершения карьеры хоккеиста со льда не ушёл – стал тренировать вратарей, многие из которых успешно выступают за профессиональные клубы страны.
«Быть вратарём – гораздо тяжелее, чем полевым игроком. Даже с психологической точки зрения. Вратарь голы не забивает. Он только пропускает. Ошибку нападающего никто не заметит. Оплошность защитника заметят, но особое внимание уделяется вратарю. Ошибка вратаря – это всегда изменение результата на табло. Он находится под постоянной моральной нагрузкой. Поэтому я всегда говорю – вратарей нельзя ругать! Их можно только хвалить! Гол – это удачные действия одной команды и неудачные - другой команды. Не может только вратарь пропустить гол. Вратарь может играть хорошо, а команда в целом – плохо. Для чего приводят детей в хоккей? В первую очередь для того, чтобы ребёнок вырос нормальным человеком! Мы не хоккеистов растим, а здоровое поколение. Если все, и родители в том числе, начнут это понимать, у нас появятся успехи в хоккее. В Сергиевом Посаде я тренирую отличных талантливых ребят. Некоторые, глядя на Диму Дунаева, которого я пригласил в «Атлант», тоже просятся в Мытищи. А я, честно, не хочу, чтобы наши воспитанники уходили. Пройдёт некоторое время, и в Сергиевом Посаде будет великолепная хоккейная школа».
5 интересных фактов
Общая масса экипировки голкипера составляет около 30 кг. Для ее изготовления используется высокопрочное волокно, которое применяется также в производстве шлемов и бронежилетов для силовых структур.
На то, чтобы отреагировать на шайбу, выпущенную с расстояния 18 метров, у вратаря есть не более 0,45 секунды. Кстати, скорость шайбы, брошенной мастером, может достигать 150 км\ч.
До 1917 года вратарям было запрещено падать на лёд, в том числе и для того, чтобы поймать шайбу. Это действие наказывалось малым штрафом, то есть двухминутным удалением.
До конца 20-х годов прошлого века вратари играли без защитных масок, регулярно получая рассечения и переломы. В 1929 году голкипер «Монреаль Мэрунз» Клинт Бенедикт впервые надел на игру маску из пластика и кожи. Ни его изобретение, ни последующие попытки защитить лицо не прижились. В одних масках было жарко, в других – ненадёжно, третьи мешали обзору. Лишь в 1959 году знаменитый Жак Плант вышел на игру в маске, самостоятельно изготовленной из стекловолокна. Его примеру последовали многие голкиперы.
По мнению экспертов Международной федерации хоккея, титул лучшего вратаря ХХ столетия заслужил советский голкипер Владислав Третьяк. Среди его достижений - три «золота» и одно «серебро» на Олимпийских играх, а также 10 золотых, 2 серебряных и 1 бронзовая медали чемпионатов мира.
Все новости раздела